На главную  | 
Замена насоса гидроусилителя руля
Симптомы: Классические симптомы неисправного насоса гидроусилителя - тугой руль и свист из-под капота при повороте руля. В некоторых случаях руль крутится легко, но в крайних положениях - слышен свист или металлический звон, что также может свидетельствовать о том, что насос уже изношен и почти отработал свой срок эксплуатации.

Чтобы получить доступ к насосу гидроусилителя - снимаем передний бампер. Сначала отвинчиваем нижние болты крепления бампера к кузову, потом верхние - один слева, один справа и два спереди.

Нижние болты крепления бампера

Снимаем осторожно бампер. Между бампером и кузовом может находиться небольшой пластиковый щиток защиты вспомогательного оборудования, если он ещё живой и не отвалился - отвинчиваем несколько саморезов, которыми щиток крепится к кузову. Также обратите внимание на то, как у вас держатся подкрылки, они также могут быть прикручены к бамперу.

Болт крепления бампера с правой стороны автомобиля, такой же болт есть слева и два спереди

Снимаем бампер

Насос находится с левой стороны, под генератором. Заезжаем на яму и снимаем старый насос.

1 - Насос гидроусилителя; 2 - генератор; 3 - патрубок к расширительному бачку; 4 - патрубок высокого давления к рулевой рейке

Сначала сливаем масло. Если ваш насос гидроусилителя ещё хоть немного работает, быстро слить масло из расширительного бачка можно следующим способом. Внутри бачка есть небольшой пластиковый штуцер, к которому с обратной стороны подключается патрубок подачи масла из рулевой рейки. На этот штуцер внутри бачка насаживаем капроновую трубку подходящего диаметра. Заводим двигатель. Насос гидроусилителя отсосет масло из бачка и патрубка, который идет к расширительному бачку, и закачает его в рейку, а масло из рейки пойдет не в бачок, а к нам в баночку - всего выливаем около пол литра масла, не больше, остальных пол литра останется в насосе и в рулевой рейке.

Сливаем масло работающим насосом гидроусилителя

Если трубочки походящего диаметра для полуавтоматической откачки масла у вас нет - отсасываем масло из расширительного бачка шприцом. Далее отсоединяем от насоса патрубок, который едет к расширительному бачку и сливаем в емкость остатки масла. Откручиваем гайку патрубка высокого давления, также откручиваем болт хомута, которым патрубок высокого давления крепится к двигателю.

Снимаем хомут крепления патрубка

Сливаем остатки масла

Отпускаем нижний и верхний болт крепления генератора, ослабляем натяжение ремня дополнительного оборудования и снимаем его.

Откручиваем болты крепления шкива

Пластиковый шкив насоса гидроусилителя диаметром 93 мм - 7 700 875 328

Добраться до болтов крепления насоса можно только сняв с насоса шкив. Болты шкива, в общем-то, откручиваются хорошо. Шкив, чтобы он не вращался, можно и не фиксировать. Если упереться головкой воротка в лонжерон - болты легко отвинчиваются, а шкив не вращается.

Первый болт крепления насоса

Второй болт крепления насоса

1 - Насос гидроусилителя; 2 - генератор; 3 - нижний болт крепления генератора; 4 - Третий болт крепления насоса

Отвинчиваем три болта крепления насоса - два слева и один справа. Так как болты разной длины - запоминаем где какой был.

Снятый насос гидроусилителя

Вынимаем старый насос и на его место устанавливаем новый. В посадочное место насос входит очень плотно.

Посадочное место насоса гидроусилителя; 1 - крепежное отверстие первого болта; 2 - крепежное отверстие второго болта; 3 - крепежное отверстие третьего болта; 4 - генератор

После установки нового насоса сначала подсоединяем только тот шланг, который идет к расширительному бачку. Заливаем в бачок масло и, вращая рукой шкив насоса по часовой стрелке, ждем пока из отверстия высокого давления потечет масло - таким образом мы максимально уменьшим количество воздуха в гидравлической системе.

Новый насос

Дальше подключаем патрубок высокого давления, надеваем ремень вспомогательного оборудования, натягиваем его, зажимаем верхний и нижний болты крепления генератора и прокачиваем гидравлическую систему. Тактика прокачки системы проста - вращаем руль влево-вправо, пока из масла в расширительном бачке не перестанут выходить пузырьки воздуха. Но чтобы сильно не нагружать новый насос, в котором ещё может находиться воздух, прокачку можно проводить в такой последовательности:
  • заливаем полный бачок масла;
  • если масло вы сливали только из расширительного бачка и рулевая рейка не сухая - не включая двигатель, несколько раз слегка крутим рулем влево-вправо, немного погоняв туда-сюда масло по системе;
  • включаем двигатель на 5-10 секунд, глушим двигатель и ждем 20-30 секунд;
  • опять заводим двигатель и, постоянно контролируя уровень масла в бачке, вращаем руль влево-вправо. В крайних положениях, больше чем на 1-2 секунды, руль не задерживаем - нагрузка на насос в такие моменты большая, а в системе ещё может быть воздух
Ну и напоследок пара слов о насосах. Во время ремонта гидроусилителя руля у нас в руках побывало четыре разных насоса, из которых удовлетворительно заработал только последний. Чтобы вы не совершали наши ошибки, по возможности старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.

Насос гидроусилителя руля Renault kangoo с напрессованным на шток адаптером
для крепления шкива диаметром 93 мм

Насос гидроусилителя руля Renault kangoo с напрессованным на шток шкивом диаметром 125 мм

Если есть из чего выбрать - лучше не покупайте самый дешевый насос, он может работать точно так же как тот, который вы собираетесь заменить. Не гоняйтесь за насосом, который якобы изготовлен фирмой производителем вашего автомобиля и именуется в народе "оригинальным" - в большинстве случаев на автомобили устанавливаются гидравлические системы стороннего производителя. Б/У насос покупайте только в том случае, если вы видели и слышали как он работает. Перед покупкой обязательно уточните параметры насоса: его длину, расстояние между крепежными отверстиями насоса, наличие адаптера-переходника к которому крепится шкив, расстояние между крепежными отверстиями адаптера. Если насос идет в комплекте со шкивом - уточните диаметр шкива и количество ручейков на нем. Если покупаете насос без адаптера, к которому крепится шкив, учтите, что снять адаптер со старого насоса будет непросто, даже с помощью съемника. При поиске насоса в каталогах, учитывайте, что на один и тот же автомобиль, одной и той же модели могут устанавливаться насосы с разными диаметрами шкивов - например для автомобиля с кондиционером и без кондиционера.

Параметры насоса гидроусилителя руля для автомобиля Renault kangoo с двигателем F8Q 1,9D без кондиционера:
Длина насоса вместе с адаптером-переходником: 96мм
Расстояние между крепежными отверстиями насоса: 80мм
Расстояние между крепёжными отверстиями адаптера: 55 мм
Диаметр шкива: 93 мм